воскресенье, 23 января 2022 г.

Как мы изучаем тему "Зимующие птицы"

Группа детей 3-7 лет, в том числе и с особенностями развития.

 

Чему учим детей: 

—знакомим детей с зимующими птицами; 

— закладываем основы экологического воспитания; 

— активизируем наблюдательность; 

—даем представление о частях тела птицы; 

— расширяем словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм, 

семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имен прилагательных (тыквенный, 

подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточняем значение глаголов 

(ходит, скачет, свистит, воркует); 

—активизируем в речи имена прилагательные—антонимы (большой—маленький, 

крупный — мелкий, длинный — короткий, белый—черный); 

—учим образовывать глаголы от звукоподражаний (чирик-чирик—чирикает, кар-кар — 

каркает, тр-тр — стрекочет); и сложные слова (птица с красной грудкой — 

красногрудая, птичка с коротким хвостом — короткохвостая); 

— уточняем значение предлогов (на, под и над, рядом, около); на материале 

звукоподражаний закрепляем звуки [ц], [ч*]; 

—учим отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ по 

вопросному плану; 

— развиваем слуховое и зрительное внимание — отгадывать загадки-рифмовки; 

— совершенствуем общую и мелкую моторику — выполнять движения по команде, 

быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию 

пальчиковые игры; 

— развиваем чувствительность пальцев рук — отличать качества предметов на 

ощупь; 

—учим соблюдать правила коллективной игры; 

—учим рисовать карандашом; 

— развиваем счетные навыки, умение складывать числа; 

— развиваем мышление — сравнивать. 

Организационный момент: " Стайка"

 Создайте организационный момент. Для этого попросите детей встать перед мольбертом с картинками и, глядя на картинки, перечислить, каких зимующих птиц они знают. Спросите детей, почему этих птиц называют зимующими. Когда дети назовут знакомых им зимующих птиц, предложите им изобразить птичью стайку — взмахнув крылышками, полететь на свои места. Когда дети сядут на стульчики, уточните у каждого ребенка, какую именно птичку он сейчас изображал. 

Изучаем корм для птиц

Показываю детям два мешочка: с тыквенными и подсолнечными семенами. Сравниваем семена по размеру, весу и цвету. Вновь завязываю мешочки и даю детям их потрогать.  Затем показываю ещё два мешочка: с пшеном и рисом.

 Затем все мешочки кладу на поднос. Даю детям задание определить на ощупь, где какой корм находится. Прошу малышей описать корм, сказав, какого он размера, а также постараться припомнить его цвет. 

Показываю картинку «Кормушка» и прошу «насыпать» в нее корм для птичек. Показываю движение, имитирующее это действие: соберите пальцы правой руки в щепоть и подушечкой большого пальца массирую подушечки «стальных пальцев. Прошу каждого из детей сказать, какие именно семечки или зернышки он «насыпает» в кормушку. 

Затем показываю пальчиковое упражнение «Птичка»

Загадываю загадки:

В серой шубке перьевой, 

И в морозы он герой. 

Назови его скорей! 

Кто там скачет? ... (Воробей). 

Эти птицы рядом с нами — 

Мы зовем их сизарями, 

И зимой в мороз и голод 

Не покинет город... (голубь). 

Сама вся сероватая, 

Походка мешковатая, 

Важная персона— Зовут ее... (ворона). 

Черная шапочка 

И полоска шарфика 

У желтогрудой птички 

По имени... (синичка). 

Эта птица так болтлива, 

Воровата, суетлива, 

Стрекотунья, белобока, 

А зовут ее... (сорока). 

Выпал снег, метут метели, 

А к нам гости прилетели. 

На рябину посмотри — 

Там расселись... (снегири). 

Учимся составлять описательный рассказ: 

Как называется птица? 

Какого она размера? (Большая — ворона, сорока, средняя — голубь или маленькая— воробей, синица и снегирь.) 

Какого цвета у птицы грудка? Грудка у птички красная, значит, птичка красногрудая. (Подскажите ребенку сложные слова—красногрудая, желтогрудая, серогрудая и белогрудая.) 

Какой длины у нее хвост? Хвост у птички длинный, значит, птичка длиннохвостая. (Подскажите ребенку сложные слова — длиннохвостая, короткохвостая.) 

Как птичка голос подает? (Помогите ребенку образовать глаголы от звукоподражаний: воробей «чирик-чирик»—чирикает, ворона «кар-кар»—каркает, голубь «гу-гу»—воркует, сорока «тр-тр»—стрекочет, синица и снегирь «цинь-цинь» —свистят.) 

Какой корм птичка клюет? (Синица—сало, снегирь — ягоды, остальные птицы— семена и крупу.) 

Подвижная игра "Стайка, полетай-ка!"

Предложите детям изобразить стайку веселых, дружных снегирей, которые налетели на рябину и клюют с нее ягоды. Для этого попросите малышей встать вместе — стайкой, выполнять ваши команды и копировать движения. 

При словах: «Стайка, полетай-ка!» —дети стайкой бегут за педагогом по комнате и размахивают руками, как крыльями. По команде: «Стайка, приседай-ка!» —дети 

приседают. При словах: «Стайка, ягодки поклюй!», дети стучат указательными пальцами по полу, изображая, как птички клюют ягоды. При следующей команде: «Стайка, полетай-ка!», дети вновь бегут, размахивая руками, как крыльями. 

Сначала все движения дети выполняют вместе с педагогом. В дальнейшем дети действуют без показа, лишь по команде взрослого. Несколько раз последовательно смените команды: «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягодки поклюй!», «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягодки поклюй!»... 

В конце игры вместо слов: «Стайка, полетай-ка!» скажите детям: «Склевали снегири всю рябину, нет больше ягод. Стайка, стайка, отдыхай-ка!» —и укажите детям на стульчики. 

 Дид. игра "Кто где"

Для игры расставляю карточки с птицами на кормушке, помещаю синицу над кормушкой. а снегиря под кормушкой.

 «Обедают птицы в зимней столовой. Одни клюют корм в кормушке (указываю на воробья, голубя, сороку и ворону), другие устроились над кормушкой (указываю на синицу), а некоторые—даже под кормушкой (показываю снегиря)». Спрашиваю у детей, какие птицы сидят на кормушке, какая птичка клюет сало над кормушкой, а кто прилетел полакомиться рябиной и устроился под кормушкой. 

 Демонстрирую детям жестовые символы предлогов «на», «над» и «под». Прошу малышей выполнять движения и называть предлоги вместе со мной.

Дети выполняют несколько команд: «На, над, под, над, на, под...» 

 Следы на снегу

Считаем: «Много птиц слетелось в зимнюю столовую. Давайте сосчитаем, сколько их обедает в кормушке, а сколько птиц рядом : кормушкой, а сколько всего птиц прилетело к нам пообедать ? Птицы всё летят и летят. Всем им уже не поместиться в кормушке. Кто это скачет по снегу около кормушки? 

Скачет, скачет воробей, 

Просит маленьких детей: 

«Дайте крошек воробью — 

Я вам песенку спою». 

(П.Г: два пальца—средний и указательный— «скачут» по столу, изображая движения воробья)

Воробей — маленькая птичка и лапки у него маленькие, поэтому следы на снегу остаются тоже маленькие.

А вот 

Ходит голубь по дорожке — 

У него замерзли ножки. 

(П.Г: два пальца—средний и указательный— «идут» по столу мелкими шажками, изображая, как ходит голубь) Голубь побольше воробья, поэтому и следы у него побольше. 

Рисую голубиные следы, потом для сравнения — воробьиные следы. 

Спрашиваю «А чем еще голубиные следы отличаются от воробьиных?» (Голубь идет, а не скачет, поэтому его следы расположены иначе, не по два рядом, а поочередно — один за другим.) 

А рядом ворона шагает — 

Лапой снег загребает. 

(ПГ: два пальца—средний и указательный — не спеша, вперевалочку «идут» по столу широкими шагами)

Спрашиваю у детей: «Чем вороньи следы отличаются от голубиных?» (Величиной — у голубя следы меньше, а у вороны — больше.) Предлагаю детям посмотреть еще раз на рисунок и отгадать, где проскакал воробушек, а где прошли голубь и ворона.

 Если дети заинтересуются, как передвигаются по земле другие зимующие птицы, то скажите им, что сорока, снегирь и синица — так же как воробей скачут на двух лапках.) 

Предлагаю детям нарисовать цепочку следов выбранной птицы.

 Выкладывание птички из геометрических фигур

 Повторяем с детьми названия геометрических фигур: круг и треугольник. 

Знакомлю детей с новой фигурой — полукругом. Показываю малышам, как его можно сделать, разрезав круг пополам. Раздаю каждому из детей по кружку из плотной бумаги и ножницы с закругленными концами. Прошу детей разрезать круг пополам по проведенной на нем линии. Спрашиваю детей, как называются фигуры — половинки круга, которые у них получились. 

В процессе работы по выкладыванию птички уточняю у детей названия частей тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, лапки. 

Читаем, обсуждаем, учим наизусть:


Подвижная игра под музыку(https://lemuzika.pro/search/Воробушки%20и%20автомобиль)

 «Воробушки и автомобиль»

Цель:приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

 Подвижная игра «Синички»

 (Дети – «синички» сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза.)

Вот в гнезде проснулись птички –

Разноцветные синички.

Тянут крылышки, встают,

Громко песенку поют.

(В это время, «синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «пи-пи-пи».)

Птички, крылья расправляйте,

Поскорее вылетайте,

Корм ищите по полям,

По садам и по лесам.

(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате.)

Вот нашли в кормушке крошки,

Поклевали их немножко.

Громко клювики стучат.

- Вкусно! – птички говорят.

(Присели на корточки, стучат пальцами по полу – «клюют».)

Осторожнее, синички,

Повнимательнее, птички!

К вам крадется кот Матвей!

Улетайте поскорей!

(«Кот» (взрослый) крадется к детям. «Птички» летят в гнездо. Кот их ловит.)


Физкультминутка:

Вот под елочкой зеленой

Весело кричат вороны: кар-кар-кар

(быстро и громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: кар-кар-кар

( медленнее и тише)

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали: кар-кар-кар

(медленно и тихо).

 Подвижная игра «Всем по зернышку»

Дети стоят в кругу и передают  под музыку мяч «зернышко» двумя руками из рук в руки по часовой стрелке. Когда музыка останавливается, тот у кого зёрнышко в руках- выбывает- птичку накормили. Последний, кто отдаёт "зёрнышко", самый щедрый, побеждает

Наше творчество:


Особенный интерес детей вызвали совы- их мы и стали изображать:





Материалы  на тему в том блоге: https://bernudarzniece.blogspot.com/2015/01/blog-post_85.html

2 комментария:

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...