МОЯ ПЕСОЧНИЦА: 2 стратегии по обучению чтению в раннем возрасте

четверг, 9 апреля 2015 г.

2 стратегии по обучению чтению в раннем возрасте

Делюсь опытом работы в латвийском детском саду                     

                                   От стихотворения, рассказа, сказки  к букве

    Этот метод обучения чтению противоположен общепринятому, когда сначала изучаются буквы, потом  читаются слоги и, наконец, слоги складываются в слова, а слова в предложения.
Здесь же  наоборот:
текст (стихи, сказки- особенно хороши собственного сочинения)- предложения- слова- буквы.

Важно соблюдать очередность:
  • вызвать интерес к чтению, мотивировать читать ( всё, что говорят, можно записать, и другие смогут прочитать  то, что я сказал, можно сохранить записи и т.д.);
  •  дать понять принцип чтения;
  • разделить текст на предложения ( разрезать) и создать модель текста( рассказа, сказки, стихотворения);
  • предложения разделить ( разрезать) на слова;
1.  Мотивация. Дети диктуют. Учитель точно записывает.
2.  Разрезать текст на предложения, а предложения на слова.
3.  Восстановить  текст.

Опробовать стратегию можно на любой теме. Например "Горох ".
Заинтересовываем ребёнка.
Сеем  2 горошины в пластмассовую бутылку. В стенке бутылки вырезаем отверстие и насыпаем почву. Подвешиваем бутылку - тепличку горизонтально за донышко и горлышко к окну. Наблюдаем за ростом. Росток гороха растёт всё выше, выше. Стимулируем фантазию ребёнка: что будет, если горох дорастёт до потолка, до крыши, до неба? А если по стеблю кто-то сможет добраться до неба? Что он там увидит?
Записываем.
Учитель побуждает сочинить сказку про волшебный  горох. Дети диктуют. Учитель  точно записывает печатными буквами.
Вот такой рассказ о горохе получился. 

Однажды Ира посеяла горох.
Саша полил землю.
Горох вырос.
Летом там будут стручки.
Они будут зелёные и чёрные.
С белыми точками.
Мы его съедим.
Он даст нам силы и здоровье. 

Под рассказом записываем  имена детей - авторов, которые помогали сочинять историю. Прикрепляем рассказ к большому мольберту. Рядом ставим другой мольберт  с прозрачными кармашками из скотча.

Разрезаем текст на предложения.
Для этого этапа нужно заготовить две копии текста: цветную и чёрно-белую. Разрезаем текст на предложения( не длиннее одной строчки), второй экземпляр разрезаем на отдельные слова.

Восстановление текста по предложениям, по словам, по модели ( по визуальному сходству).
Дети сами или с помощью учителя собирают текст  в кармашки на пустом мольберте, сравнивают с оригиналом. Дети, которые умеют читать, находят место слов, по содержанию. Дети, которые не умеют читать, находят похожее внешне слово и кладут его на такое же в предложении.

Наблюдения 
Детям интересно именно потому, что записаны их слова.
Дети постарше с интересом находили   предложения, которые сочинили именно они. Те, кто не умели читать радовались, что могли найти  похожие слова и их место в тексте. Кто-то узнавал своё имя в подписи под рассказом.

Выводы
  • Чтобы у ребёнка сформировалась прямая связь между сказанным и записанным,  учителю важно   записывать сказанные слова без исправлений, точно.
  • Не нужно исправлять слова ребёнка, чтобы дети не потеряли смелость и желание творить . Это процесс обучения, когда дети учатся пробовать и ошибаться. Всем  нужно пройти этот этап.
  • Каждый ребёнок учится в своём темпе;
  • Главное: вызвать интерес к чтению и желание научиться читать;
  • Используя эту стратегию, мы позволим ребёнку накопить позитивный опыт чтения: "Я уже умею читать!";
  •  Можно смело учить читать детей  раннего возраста, потому что нет риска неудачи;
  • Не требуются специальные книги;
  • Дети запоминают слова, находят такие же, замечают повторы, узнают буквы, находят знакомые буквы в новых словах.;
  • Занятие с предложениями и буквами похоже на игру и дарит детям радость;
  •  Метод  отвечает детским интересам, соответствует  индивидуальному этапу развития. Подходит для изучения второго языка;
  Я использовала на своих занятиях готовую книгу- раскраску на латышском языке, основанную на этой стратегии обучению чтению. В книге рассказывалось про старый  дачный домик, который заброшен и очень грустит. Но пришла весна, домик привели в порядок, и он теперь очень рад гостям.  В книге на каждой странице картинка и  внизу предложение: одно целое, а второе (  отрезается по самому нижнему краю страницы) для разрезания. На последнем листе  книги воспроизводится весь текст  с разбивкой на отдельные предложения построчно и пунктирной линией для разрезания текста на предложения.  Книга остаётся целой, кроме последнего листа, а разрезанные предложения можно хранить в подклеенном к обложке конверте. Такую книгу легко можно сделать из любой раскраски с сюжетом.

                                           Сюжетная картина с окошками

 В работе с детьми особенно важно опираться на их опыт( фоновые знания) и интерес. Ведь слушая один и тот же рассказ, каждый слушатель в воображении рисует свою картинку.

Пробуждение интереса на основе детского опыта
  • Учитель предлагает прочитать рассказ под названием, например "Три сестры" и предлагает поделиться предположениями, что это могут быть за сёстры.Учитель показывает "Загадочный экран", которым закрыта сюжетная картина. В экране прорезаны окошки( три или больше);
  • Открывают окошки по очереди  и выясняют, что через них видно.Дети задают вопросы и высказывают предположения, что же может быть изображено на целой картине;
  • Снимают экран и рассматривают всю картину.
  • Дети придумывают рассказ по картине.
Осваивание новой информации
  •  Учитель читает детям рассказ, иллюстрацию к которому в фрагментах и в целом дети только что рассмотрели;
  • Обсуждаем вопросы детей, которые возникли во время просмотра фрагментов и   целой иллюстрации. Выясняем, получили ли дети ответы на свои вопросы после прослушивания текста.
Наблюдения
  • При помощи окошек максимально привлекается внимание детей к выбранным объектам. Загадка усиливает детский интерес;
  • Появление вопросов развивает детскую фантазию, формулировка вопросов развивает  мышление, способность прогнозировать результат;
  • Дети заинтересованы, внимательны и способны ответить на собственные вопросы.
Текст авторский - ссылка обязательна

 Попробуйте эти простые, но чрезвычайно эффективные стратегии  на занятиях по сказкам. Следующий пост в блоге  по сказке "Джек и бобовый стебель" продолжит "гороховую" тематику и стратегия по обучению чтению может стать его органичной частью.





10 комментариев :

  1. Интересно. Надо попробовать ее в подготовительной группе. как думаете, пойдет? А пока предлагаю Вам принять награду блогу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно попробуйте! На подготовке я и работала, но с детьми лет 4-х ещё интереснее наблюдать результат:) Благодарю за награду:)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Оксана! У Вас очень интересный блог! Хочется, чтобы про него узнало больше людей! Передаю Вашему блогу награду:
    http://mamaigraet.blogspot.ru/2015/04/liebster-blog-award.html#more
    Ой, оказывается я не первая, чему я очень рада! Надеюсь, популярность блога будет расти!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю) не уверена, что смогу справиться с популярностью)

      Удалить
  3. Оксана, какая интересная методика! Это самый что ни на есть деятельностный тип обучения! Так ребенок быстрее поймет: то, чего мы придумываем можно записать, а то, что записано прочитать и рассказать! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за рассказ, Оксана, очень интересно и полезно, буду брать на вооружение.

    ОтветитьУдалить
  5. Интересная методика, я бы сказала более естественная, - как в изучении языков не от алфавита, а от погружения в языковую среду. Спасибо Оксана Дмитриевна. Можно уточнить - кто автор - или источник для создания такого алгоритма?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это американские разработки по лекциям Алана Кроуфорда
      http://conference.nis.edu.kz/november2013ru/index.php/speakers/speakers-4/101-alan-crowford
      Алексей Кушнир и его «ребенкосообразное» обучение чтению тоже работает в этом направлении.

      Удалить
    2. Оксана Дмитриевна, удалите пожалуйста совсем этот "Колокольчик")) Заработалась совсем, "не переоделась"))
      Спасибо за уточнение и ссылку! почитала и о Алане Кроуфорде и Алексее Кушнире, и попутно - много полезной информации.
      Еще раз перечитала описываемый Вами алгоритм...Правильно ли я понимаю, что ребенок запоминает образ слова так, как если бы это был, к примеру - орнамент? Первоначально подумала, что используется методика Домана, но нет картинок, а модель предложения есть в Эльконинской методике, но здесь нет звукового анализа как у Эльконина.
      Было бы понятнее, если заснять обучающий видеоролик.
      Завидую Вам по - хорошему, занимаясь индивидуальной педагогической деятельностью, есть возможность сузить цель, сосредоточиться на чем -то одном. Вот пока про Кушнира читала, встретилась такая цитата

      "У Соловейчика был любимый педагогический закон – «Закон узких целей и широких средств».
      Он утверждал, что все те, кто оказывался способным что-то всерьез менять в правилах школьной жизни, ставили перед собой цель важную и трудноразрешимую, но конкретную, ясную. А потом вокруг нее начинали стремительно нарастать решения множества проблем.
      Разумеется, сочетание узких средств и широких целей всегда было и будет популярнее".

      В методической, к тому же муниципальной такой разброс этих целей...не от тебя зависящих. Простите, что так разошлась тут на длинный монолог))

      Удалить
    3. Спасибо за комментарий. Обязательно добавлю ссылку как только будет видео. Ребёнок действительно запоминает графический образ слова, находя соответствие известному ему, слову звучащему. На Украине уже лет 5 назад начинали работать по этой методике, но у меня нет данных по результатам. Может кто-то откликнется из практиков. Цитата- прямо в яблочко!

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...