Делюсь опытом работы в латвийском детском саду
От стихотворения, рассказа, сказки к букве
Этот метод обучения чтению противоположен общепринятому, когда сначала изучаются буквы, потом читаются слоги и, наконец, слоги складываются в слова, а слова в предложения.Здесь же наоборот:
текст (стихи, сказки- особенно хороши собственного сочинения)- предложения- слова- буквы.
Важно соблюдать очередность:
- вызвать интерес к чтению, мотивировать читать ( всё, что говорят, можно записать, и другие смогут прочитать то, что я сказал, можно сохранить записи и т.д.);
- дать понять принцип чтения;
- разделить текст на предложения ( разрезать) и создать модель текста( рассказа, сказки, стихотворения);
2. Разрезать текст на предложения, а предложения на слова.
3. Восстановить текст.
Опробовать стратегию можно на любой теме. Например "Горох ".
Заинтересовываем ребёнка.
Сеем 2 горошины в пластмассовую бутылку. В стенке бутылки вырезаем отверстие и насыпаем почву. Подвешиваем бутылку - тепличку горизонтально за донышко и горлышко к окну. Наблюдаем за ростом. Росток гороха растёт всё выше, выше. Стимулируем фантазию ребёнка: что будет, если горох дорастёт до потолка, до крыши, до неба? А если по стеблю кто-то сможет добраться до неба? Что он там увидит?
Записываем.
Учитель побуждает сочинить сказку про волшебный горох. Дети диктуют. Учитель точно записывает печатными буквами.
Вот такой рассказ о горохе получился.
Однажды Ира посеяла горох.
Саша полил землю.
Горох вырос.
Летом там будут стручки.
Они будут зелёные и чёрные.
С белыми точками.
Мы его съедим.
Он даст нам силы и здоровье.
Под рассказом записываем имена детей - авторов, которые помогали сочинять историю. Прикрепляем рассказ к большому мольберту. Рядом ставим другой мольберт с прозрачными кармашками из скотча.
Разрезаем текст на предложения.
Для этого этапа нужно заготовить две копии текста: цветную и чёрно-белую. Разрезаем текст на предложения( не длиннее одной строчки), второй экземпляр разрезаем на отдельные слова.
Восстановление текста по предложениям, по словам, по модели ( по визуальному сходству).
Дети сами или с помощью учителя собирают текст в кармашки на пустом мольберте, сравнивают с оригиналом. Дети, которые умеют читать, находят место слов, по содержанию. Дети, которые не умеют читать, находят похожее внешне слово и кладут его на такое же в предложении.
Наблюдения
Детям интересно именно потому, что записаны их слова.
Дети постарше с интересом находили предложения, которые сочинили именно они. Те, кто не умели читать радовались, что могли найти похожие слова и их место в тексте. Кто-то узнавал своё имя в подписи под рассказом.
Выводы
- Чтобы у ребёнка сформировалась прямая связь между сказанным и записанным, учителю важно записывать сказанные слова без исправлений, точно.
- Не нужно исправлять слова ребёнка, чтобы дети не потеряли смелость и желание творить . Это процесс обучения, когда дети учатся пробовать и ошибаться. Всем нужно пройти этот этап.
- Каждый ребёнок учится в своём темпе;
- Главное: вызвать интерес к чтению и желание научиться читать;
- Используя эту стратегию, мы позволим ребёнку накопить позитивный опыт чтения: "Я уже умею читать!";
- Можно смело учить читать детей раннего возраста, потому что нет риска неудачи;
- Не требуются специальные книги;
- Дети запоминают слова, находят такие же, замечают повторы, узнают буквы, находят знакомые буквы в новых словах.;
- Занятие с предложениями и буквами похоже на игру и дарит детям радость;
- Метод отвечает детским интересам, соответствует индивидуальному этапу развития. Подходит для изучения второго языка;
Сюжетная картина с окошками
В работе с детьми особенно важно опираться на их опыт( фоновые знания) и интерес. Ведь слушая один и тот же рассказ, каждый слушатель в воображении рисует свою картинку.
Пробуждение интереса на основе детского опыта
- Учитель предлагает прочитать рассказ под названием, например "Три сестры" и предлагает поделиться предположениями, что это могут быть за сёстры.Учитель показывает "Загадочный экран", которым закрыта сюжетная картина. В экране прорезаны окошки( три или больше);
- Открывают окошки по очереди и выясняют, что через них видно.Дети задают вопросы и высказывают предположения, что же может быть изображено на целой картине;
- Снимают экран и рассматривают всю картину.
- Дети придумывают рассказ по картине.
Осваивание новой информации
- Учитель читает детям рассказ, иллюстрацию к которому в фрагментах и в целом дети только что рассмотрели;
- Обсуждаем вопросы детей, которые возникли во время просмотра фрагментов и целой иллюстрации. Выясняем, получили ли дети ответы на свои вопросы после прослушивания текста.
Наблюдения
- При помощи окошек максимально привлекается внимание детей к выбранным объектам. Загадка усиливает детский интерес;
- Появление вопросов развивает детскую фантазию, формулировка вопросов развивает мышление, способность прогнозировать результат;
- Дети заинтересованы, внимательны и способны ответить на собственные вопросы.
Попробуйте эти простые, но чрезвычайно эффективные стратегии на занятиях по сказкам. Следующий пост в блоге по сказке "Джек и бобовый стебель" продолжит "гороховую" тематику и стратегия по обучению чтению может стать его органичной частью.
Интересно. Надо попробовать ее в подготовительной группе. как думаете, пойдет? А пока предлагаю Вам принять награду блогу
ОтветитьУдалитьОбязательно попробуйте! На подготовке я и работала, но с детьми лет 4-х ещё интереснее наблюдать результат:) Благодарю за награду:)
УдалитьЗдравствуйте, Оксана! У Вас очень интересный блог! Хочется, чтобы про него узнало больше людей! Передаю Вашему блогу награду:
ОтветитьУдалитьhttp://mamaigraet.blogspot.ru/2015/04/liebster-blog-award.html#more
Ой, оказывается я не первая, чему я очень рада! Надеюсь, популярность блога будет расти!
Благодарю) не уверена, что смогу справиться с популярностью)
УдалитьОксана, какая интересная методика! Это самый что ни на есть деятельностный тип обучения! Так ребенок быстрее поймет: то, чего мы придумываем можно записать, а то, что записано прочитать и рассказать! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за рассказ, Оксана, очень интересно и полезно, буду брать на вооружение.
ОтветитьУдалитьИнтересная методика, я бы сказала более естественная, - как в изучении языков не от алфавита, а от погружения в языковую среду. Спасибо Оксана Дмитриевна. Можно уточнить - кто автор - или источник для создания такого алгоритма?
ОтветитьУдалитьЭто американские разработки по лекциям Алана Кроуфорда
Удалитьhttp://conference.nis.edu.kz/november2013ru/index.php/speakers/speakers-4/101-alan-crowford
Алексей Кушнир и его «ребенкосообразное» обучение чтению тоже работает в этом направлении.
Оксана Дмитриевна, удалите пожалуйста совсем этот "Колокольчик")) Заработалась совсем, "не переоделась"))
УдалитьСпасибо за уточнение и ссылку! почитала и о Алане Кроуфорде и Алексее Кушнире, и попутно - много полезной информации.
Еще раз перечитала описываемый Вами алгоритм...Правильно ли я понимаю, что ребенок запоминает образ слова так, как если бы это был, к примеру - орнамент? Первоначально подумала, что используется методика Домана, но нет картинок, а модель предложения есть в Эльконинской методике, но здесь нет звукового анализа как у Эльконина.
Было бы понятнее, если заснять обучающий видеоролик.
Завидую Вам по - хорошему, занимаясь индивидуальной педагогической деятельностью, есть возможность сузить цель, сосредоточиться на чем -то одном. Вот пока про Кушнира читала, встретилась такая цитата
"У Соловейчика был любимый педагогический закон – «Закон узких целей и широких средств».
Он утверждал, что все те, кто оказывался способным что-то всерьез менять в правилах школьной жизни, ставили перед собой цель важную и трудноразрешимую, но конкретную, ясную. А потом вокруг нее начинали стремительно нарастать решения множества проблем.
Разумеется, сочетание узких средств и широких целей всегда было и будет популярнее".
В методической, к тому же муниципальной такой разброс этих целей...не от тебя зависящих. Простите, что так разошлась тут на длинный монолог))
Спасибо за комментарий. Обязательно добавлю ссылку как только будет видео. Ребёнок действительно запоминает графический образ слова, находя соответствие известному ему, слову звучащему. На Украине уже лет 5 назад начинали работать по этой методике, но у меня нет данных по результатам. Может кто-то откликнется из практиков. Цитата- прямо в яблочко!
Удалить