"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость" Мондриан
- Да, этот художник умел рисовать всё и зарабатывал, рисуя цветы, но знаменитым его сделал труд всей его жизни - идеальные композиции из линий и цветовых плоскостей.
"Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб- Галль- вопросы детей и ответы о знаменитой картине "Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан, 1930 г.
Это картина? А на что тут смотреть?
Да, конечно, картина - правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т. д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан.
Спросите ребят, на что похоже изображённое на картине. Самый распространённый вариант- это план города или вид сверху.
Что же изображает эта картина?
Ничего определенного. Однако она побуждает зрителя задуматься о намерениях художника. Предположим, он не хотел изображать готовые, законченные вещи, а показал то, из чего их можно было бы собрать или построить. Это похоже на игру, когда из отдельных разноцветных кусочков составляют то, что захотелось…
Может быть, художник не умел рисовать по-настоящему?
Ничего подобного! Мондриан в совершенстве владел и рисунком, и живописью; он прекрасно умел рисовать "как следует" и занимался этим много лет. Но это не приносило ему удовлетворения - он искал чего-то другого. Мало-помалу он удалял из своих картин все, что казалось ему лишним и ненужным.
В какой-то момент на полотне остались только три цвета и прямые линии - и результат вполне удовлетворил художника.
Мондриан рисовал по линейке?
Вполне возможно. Это строго выверенная, тщательно продуманная картина. Он вымерял расстояния с помощью полосок прозрачной бумаги, намечал линии углем и только потом брался за кисть.
Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета?
Это очень важные цвета. Смешивая их в разном соотношении, можно получить много других - зеленый, фиолетовый, оранжевый, а также бесконечное количество оттенков. Но в то же время сами эти три цвета из других составить нельзя. Поэтому их называют основными цветами.
Тут есть еще черный и белый
Без черного и белого нельзя сделать цвет темнее или светлее. Черные линии организуют картину, разделяя пространство на прямоугольники, различные по размеру, вытянутые вертикально или горизонтально. Белые вставки создают ощущение пустоты, света, воздуха; с ними легче дышится. Разноцветные прямоугольники насыщены цветовой энергией. Так, красный может ассоциироваться с огнем, кровью, закатом… Черные линии придают изображению устойчивость, удерживают его в равновесии.
Идеи для занятий
Отличный повод поговорить об основных цветах:
Техника торцевания очень неожиданна в этой теме, но симпатична:
Клейкие ленты надолго увлекут маленьких дизайнеров:
Широкое поле детсадовской деятельности в мировом дизайне- любые раскраски могут стать арт работой в стиле Мондриана:
Наконец-то интересный повод расписать баночки:
- Да, этот художник умел рисовать всё и зарабатывал, рисуя цветы, но знаменитым его сделал труд всей его жизни - идеальные композиции из линий и цветовых плоскостей.
"Как говорить с детьми об искусстве" Франсуаза Барб- Галль- вопросы детей и ответы о знаменитой картине "Композиция с красным, синим и желтым", Пит Мондриан, 1930 г.
Это картина? А на что тут смотреть?
Да, конечно, картина - правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т. д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан.
Спросите ребят, на что похоже изображённое на картине. Самый распространённый вариант- это план города или вид сверху.
Что же изображает эта картина?
Ничего определенного. Однако она побуждает зрителя задуматься о намерениях художника. Предположим, он не хотел изображать готовые, законченные вещи, а показал то, из чего их можно было бы собрать или построить. Это похоже на игру, когда из отдельных разноцветных кусочков составляют то, что захотелось…
Может быть, художник не умел рисовать по-настоящему?
Ничего подобного! Мондриан в совершенстве владел и рисунком, и живописью; он прекрасно умел рисовать "как следует" и занимался этим много лет. Но это не приносило ему удовлетворения - он искал чего-то другого. Мало-помалу он удалял из своих картин все, что казалось ему лишним и ненужным.
В какой-то момент на полотне остались только три цвета и прямые линии - и результат вполне удовлетворил художника.
Мондриан рисовал по линейке?
Вполне возможно. Это строго выверенная, тщательно продуманная картина. Он вымерял расстояния с помощью полосок прозрачной бумаги, намечал линии углем и только потом брался за кисть.
Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета?
Это очень важные цвета. Смешивая их в разном соотношении, можно получить много других - зеленый, фиолетовый, оранжевый, а также бесконечное количество оттенков. Но в то же время сами эти три цвета из других составить нельзя. Поэтому их называют основными цветами.
Тут есть еще черный и белый
Без черного и белого нельзя сделать цвет темнее или светлее. Черные линии организуют картину, разделяя пространство на прямоугольники, различные по размеру, вытянутые вертикально или горизонтально. Белые вставки создают ощущение пустоты, света, воздуха; с ними легче дышится. Разноцветные прямоугольники насыщены цветовой энергией. Так, красный может ассоциироваться с огнем, кровью, закатом… Черные линии придают изображению устойчивость, удерживают его в равновесии.
Идеи для занятий
Отличный повод поговорить об основных цветах:
Схема действий для аппликации Found on ellenvilleelementaryart.blogspot.com.au |
Идея для коллективной работы- чудесный дизайн стены Found on bluevalleyk12.org |
Вторая распространённая ассоциация- лего- вид сверху:) |
Техника торцевания очень неожиданна в этой теме, но симпатична:
источник фото |
Found on unitednow.com |
Found on bloglovin.com |
http://masonjarcraftslove.com/mondrian-mason-jars/?crlt.pid=camp.361m6f67BcHg |
Yves Saint Laurent1960 год, а кто бы отказался от такого платья сейчас!? Композиция и выбор цвета- настолько продуманный ход автора, что мировой дизайн и сейчас не унимается работать под Мондриана. Коллекция стильных штучек в стиле Мондриана на пинтерест. |
Художественные бутерброды |
Нам нравится этот Мондриан! |
Оксана, вот даже не могу подобрать слова - такие слова, которые смогут передать мое восхищение тобой, твоими мыслями. умением подачи материала. Спасибо тебе!
ОтветитьУдалитьТакие подборки - находки для работы не только педагогов, родителей но и психологов. Это настоящий клад!
Спасибо, Алёна) Мы обе знаем, что только педагоги думающие, креативные, что-то ищут) И я рада видеть уже сложившийся кружок таких единомышленников у себя в блоге) Для остальных и готовые руководства к действию окажутся, к сожалению, бесполезными.
УдалитьОксана, спасибо за Ваши интересные и нужные тематические подборки материала.
ОтветитьУдалитьНадеюсь, что ещё кто-то воспользуется идеями, потому что занятия очень по нраву детям.
УдалитьСпасибо, Оксана Дмитриевна!) Мне особенно понравилась идея с цветной липкой лентой. Применяли у себя в учреждении для организации пространства - на полу в группе - временная разметка для игр малой подвижности, на столе - для математики - линеечки, а вот "рисовать" не додумались.
ОтветитьУдалитьАбстрактная живопись - не самое любимое мной направление, но понять пытаюсь...Вот Вы помогаете)
:) Надеюсь, что свою завороженность эпохой модернизма я передам читателям)
УдалитьХочу еще добавить свои мысли... Вот бывает, что детям взрослые внушили то, что те "не умеют рисовать" или у них "плохо" получается. Мой сын - тому пример. Это направление сможет вселить веру в ребенка - ведь картины висят в картинных галереях, они стоят в конце концов дорого. И самое важное - ребенок тоже так сможет! А может еще и лучше.
ОтветитьУдалитьДа, именно так) "Рисуем, как знаменитый художник", но получаются у детей не копии, и не подражание конечно, а учёба, игра, и самостоятельные арт объекты) и это красиво)
УдалитьПрекрасная подборка! Огромное спасибо за труд!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв)
УдалитьСпасибо, Оксана! Здорово! Такие художники - клад для повышения своей творческой художественной самооценки)))) И даже из лего - сложилась картина!
ОтветитьУдалитьОксана, очень круто! Мне так понравился этот художник! Подборка чудная, спасибо!
ОтветитьУдалитьРада, что вам понравилось)
УдалитьОчень нравится, действительно шикарная подборка материала. СПАСИБО!!!
ОтветитьУдалитьУ меня вопрос к практикам, к тем кто проводил подобные занятия с дошкольниками 5 - 6 лет. Как дети воспринимают материал?
Успех занятий чем угодно зависит от увлечённости преподавателя. В дошкольном возрасте, когда дети очень стараются рисовать, чтобы было похоже на конкретные предметы, знакомить с беспредметной живописью лучше с рисунков линиями, точками, стилизаций, зентанглов, дудлинга, чем мы часто занимаемся при подготовке руки к письму. Дошколята так или иначе уже знакомы с выразительными средствами изобразительного искусства. Преподаватели поощряли действовать не по шаблону, фантазировать. Рисовали наверняка времена года, когда цветом нужно передать настроение, тепло или холод. Немаловажно и то, что ребёнка постоянно поощряли рассказать о своём творении. Так что теперь детям не так уж и трудно попытаться раскрыть замысел автора, а педагог может всегда подсказать направление мысли. В силу устройства восприятия и творческой жилки разумеется не все принимают абстракции и не нужно этого требовать, поэтому для детям предлагается, например поиграть с сочетанием цветных квадратиков и восхититься, что у всех получаются разные аппликации. Коллективную работу с украшением стены дети совершенно естественно воспринимают, как стильное оформление. Раскраски в стиле Мондриана удаются не всем, разумеется, что есть стремление раскрасить осьминога "нормально"))) тут уже важна роль учителя, подталкивающего фантазировать и смотреть на мир глазами Мондриана- ведь для него было нормально могло быть по-другому. Три года назад у моих воспитанников такие раскраски получались по инструкции "рисуем, как Мондриан": "Нарисуйте несколько линий сверху вниз и ещё парочку слева направо, подумайте, где будет клетка покрупнее, а где останется свободное место. Закрасьте те, квадратики, которые вам нравятся( большие или маленькие) синим жёлтым и красным..."Ещё очень важный момент: мы или делаем стилизацию под Мондриана или играем и фантазируем в том же ключе, но не копируем полотно- это нам совсем не интересно.
УдалитьСпасибо! Буду пробовать со своими "Фантазёрами".
Удалитьочень интересно, что получится) расскажите обязательно)
Удалить