четверг, 23 августа 2018 г.

Игры с буквами для детей разного возраста

Буквоед может искать себе букву на доске или на большом листе как у нас.
Наши игры в клубе
 могут пригодится вам дома, в дороге, в очереди с ребёнком  и т.п.

Изучаем буквы; активизируем и расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух, память, наблюдательность, логику, внимание, сообразительность и быстроту реакции и др.



  • Игры с  алфавитными карточками 

Кто здесь живёт?
Рисуем домик, а в окошке пишем букву или вставляем карточку с буквой. Ребёнок должен назвать слова на эту букву.
Мимика
Педагог без голоса произносит звуки [а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х]. Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку, который «произносит» педагог, и показывают её на карточке.
Угадай, какая буква
Карточки с изученными буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает её, открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву.
Назови букву
Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребёнок подходит к столу и берёт любую карточку так, чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово, которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву, которая написана на карточке.
Найди пару
Педагог раскладывает на столе карточки из двух одинаковых наборов букв (по 10-15) оборотной стороной вверх. Ребёнок берёт две карточки. Если на них разные буквы, он кладёт карточки на место и ход переходит к другому игроку. Если на карточках одинаковые буквы - забирает их себе и берёт две другие карточки. Во время игры ребёнок называет все буквы, которые видит.
Побеждает тот, кто наберёт больше всех карточек с одинаковыми буквами.
Вариант игры для детей 4-5 лет: карточки с буквами лежат изображением вверх.
Угадай букву
Педагог называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.
Я был в цирке и видел...
Карточки с буквами лежат в стопке. Участники игры берут карточки по очереди и называют слова,не только существительные, на заданную букву. Например, на "К": клоуна, кареглазую гимнастку, красный занавес, козу... Варианты игры: "Я был на море и видел..."
Путешествие
наш корабль отправляется в Индию. Что с собой возьмём на букву "К"?( Кота, кактус и т.д.) Нижняя палуба заполнена! На верхнюю палубу складываем всё на букву "С"! и т.д.
Поезд на дачу
В окошках поезда на картинке пишем или размещаем карточки с изученными буквами. Делим карточки с буквами между игроками и занимаем места. Игроки должны назвать на заданную букву, кто поедет или что он с собой возьмёт.На букву "Т" едет Таня и берёт с собой телевизор и т.д.
Магазин
Для игры понадобятся бумажные пакеты для покупок или подарков, карточки с буквами и слогами на каждого игрока. В центре стола складываются карточки с картинками или вырезки из каталогов. Игроки по очереди выбирают из пакета свою букву и ищут в центре стола картинку- покупку, которую забирают себе и кладут в пакет. если игрок не может найти нужную картинку, зачит "уходит из магазина без покупки". В конце игры покупки подсчитываются.
Кто сильнее?
Оборудование: карточки с буквами русского алфавита кроме карточек с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы»
Ход игры:
Играть можно вдвоём, за столом или на полу.
Всем участникам раздается равное количество карточек. Первым начинает тот игрок, у кого карточка с буквой «А». Он кладет эту карточку перед игроком, сидящим слева. Затем произносит: «А, - арбуз. Что сильнее?». Игрок достает любую из своих карточек, показывает всем букву (например, «Х»). Произносит: «Х, - холодильник, он сильнее, потому что больше и может сохранить в себе арбуз». После этого игрок слева забирает себе обе карточки, у него очко. Затем он берет любую из своих карточек и продолжает игру. И так до тех пор, пока не закончатся карточки.
 Можно использовать в игре только карточки с уже изученными буквами.
Вариант игры с группой детей: игроки садятся в круг, у каждого одинаковое количество карточек с буквами. Первым ходит игрок, у которого есть карточка с буквой «А». Далее аналогично. Засчитываются очки игрокам за правильные ответы «Что сильнее?». Детям раздаются жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Карточки остаются у игроков. Ход переходит к следующему игроку – двигаясь против часовой стрелки. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к игре.


  • Игры с картинками и картинами

Картина  И. Е. Репина «Не ждали»
Оборудование: репродукции картин известных художников.
Ход игры:
Можно играть с группой детей или с одним ребенком.
Возьмите картину, покажите ребенку. Прочтите название и имя художника. Немного расскажите об этой картине ребенку, заинтересуйте его. Попросите найти на ней все предметы на определенную букву. 
Задание 1: нужно найти все предметы, названия которых начинаются на букву «П» (пол, портрет, пальто, передник, и т.д.). 
Задание 2: Попросите ребенка запомнить все слова на эту букву. Закройте картину, и предложите вспомнить все эти предметы.
Детская картинка

Стол, столешница, скатерть, самовар, скамейка, сачок, стрекоза, стул, самосвал, совочек, сумка, свет, сандалии, сланцы, сарафан, сосиски, собака, самолёт, самокат, солнце, стрелы, сок, сорока, сосна, связка, стрельба, солдат, следы, страницы, сетка, сидение, сердечко, светит, сияет, стоит, сидит, стреляет, строит, стенки, ствол, ступни, смотрит, синий, счастливый, сказка
Колчан, Кепка, Колесо, Кресло, Куличики, Корзина, Кусты, Камешки, Карман, Кружка, Кран, Клюв, Книга, Кружки, Крышка, Крыша, костюм, крылья, косынка, капот, кузов, кабина, крона, колени, кормит, красный, коричневый
Машина, мяч, мишка, мальчик, малыши, мордочка, мирный, мир, махать, место, маленькие
Песок, песочница, пакет/сока/, пальцы, панама, прическа, платье, платок, площадка, полоски, пятна, пасть, подошва, плечи, палка, пачка, повесть, птица, пить, почва
Ведро, вода, волосы, ветки, воздух, воин, веки, везет, веселый
Лапы, лицо, лучи, лук, лавка, листья, листва, лето, ловля, лоб, локоть, ладонь, ладошка, люди, летит, лежит
Горка, гриб, голос, голова, грузовик, глаза, гольфы, груз, губы, горячий, горошки
Тетива, тапочки, туфли, туловище, тарелки, трубочка, трава, тень, текст, тепло
Хвост, хвостики, хобот, хвоинки
Нос, ноги, ножки, носки, надувной мяч, ногти, носик, небо, накидка на слоне, насекомое
Уши, усики, усы, углы, улица, угощение, угощает, упаковка
Ручки, руки, рот, руль, ребята, ресницы, ремень, резинки, розовый, рыжий, радость, радостный, рассказ, растет
Дерево, дуб, доска, друзья, дети, дупло, день, дружба, дверцы, дно, доброта, добрый, девочка, даёт
Игра, игрушки, иголки, играет
Чтение, чайник, чай, чаепитие, чашка, читает, черный, человек
Футболка, форма
Буквы, бандана, босиком, бабочка, ботинки, бежит, брови, белый
Цифры, целые сосиски, центр
Отдых, облака, отдыхает, оранжевый
Шнурки, шорты, штанишки, шея, шерсть
Язык
Зеленый, золотой, золотистый, заварка, земля, зубы, зрачки, загорать, загар. Жара, жарко, жаркий, желтый, железный, жалеет, жалость, животное, ждёт

  • Подвижные игры

Разминка "Алфавит"

-Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке

А – Букву А узнать её легко

Ноги ставит широко

Б – Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать

В – Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце
Ветер тише, тише, тише,
Деревце всё выше, выше, выше.

Г – Гриша шёл, шёл, шёл.

Белый гриб нашёл
Раз грибок, два грибок
Положил их в кузовок

Е – Еле, Еле, Еле, Еле,

Завертелись карусели
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.

М – Мы проверили осанку,

И свели лопатки.
Мы походим на носках
А сейчас на пятках.

К - Поднимаем плечики,

Прыгаем кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок
Сели, травушку покушали

Т- тишину послушали.

Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

Я – Я иду и ты идёшь – раз, два, три.

Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём и мы поём – раз, два

Мы идём и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.


Бросаемся слогами

Игра с мячом. Один игрок бросает другому мяч и называет слог, другой должен продолжить слово:  Ко- мар,- са,- рова; са-...;де-...
Хлопушки - топотушки
На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры: если он указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С - топнуть, на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями.
Темп игры выбирает взрослый.
Живая азбука
Педагог предлагает каждому ребёнку «оживить» одну из букв: Г, 0, Т, Р, У, К, Е, 3, X, Ъ, Ф, В, Л, Э, Я, Ч, С, Ь. Дети пытаются изобразить буквы любыми способами: с помощью жестов, поз и т.д. Затем педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки и, используя гимнастическую палку, показать буквы Ц, Ш, Щ, Ы, Д, Ж, М, И, Ю.
Летела корова
Игроки становятся в круг и особым образом смыкают руки: левая ладонь вверх, правая вниз. Ударяя ладонью левой руки по ладони соседа справа произносят по очереди по слову:" Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?" Игрок называет любое слово. Следующие игроки по очереди называют слово по буквам. Произнося последнюю букву пытаются поймать ладонь соседа справа двумя ладонями. Пойманный выходит из игры.
  • Игры с игрушками и дополнительными аксессуарами
С пластмассовым конструктором. Собрать букву
Для четырёхлетних детей: А, Г, П, Е, И, Л, М, Н, О, С, Т, У.
Для пятилетних детейВ, Б, К, М, Р, X, Ч, 3, Ш.
Для шестилетних детей: Д, Ж, Ф, Ц, Щ, Ъ, Ь, Э, Ю, Я.
Детям шести лет можно дать и такое задание: «Попробуйте придумать свою букву (или букву, которой не существует). Дайте ей название
С мозаикой
Педагог предлагает каждому ребёнку выложить из мелких деталей мозаики определённую букву. Предупреждает, что буква должна быть какого-то одного цвета.
Счётные палочки
Педагог называет буквы, дети выкладывают их из палочек. Взрослый обращает внимание детей на разные способы выкладывания одной и той же буквы. 
 Кубики с буквами
Дети поочерёдно вынимают из мешочка по одному кубику и называют нарисованные на нём буквы (или находят названную педагогом). Потом они составляют из этих букв слоги или слова и прочитывают их.
Разрезные буквы
Взрослый заранее пишет 15 букв на картонных карточках (4x5 см). Далее разрезает каждую карточку по диагонали, вертикали или горизонтали на две части и складывает полученные детали в один конверт. Ребёнок получает конверт, выкладывает эти детали на стол, собирает буквы и называет их.
Эту сложную игру следует проводить с детьми 6-7лет.
Цветная проволока
Педагог раздаёт детям куски мягкой цветной проволоки (20-30 см) и предлагает сделать из них буквы: Л, П, Р, Г, С, Б, В, 3, И, М, У, Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ.
Шнурки
Цель. Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Педагог раздаёт детям по одному цветному шнурку (20-30 см) и предлагает выложить на столе буквы.
Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.
  • Игра на доске или бумаге
Волшебники
Педагог рисует на доске букву( или простым карандашом на бумаге) и предлагает превратить её в другую букву. Чтобы это сделать, ребёнок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.

Превращения букв:

А-Л
3-В
к-ж
и-й
л-м
н-ч
р-ф
ц-щ
ш-щ
Э-0
Е-Ё,Г
П-Д, Г
г - т, р, ф
Ы - Ь, Ъ, Б
Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы
О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я


  • Игры с буквами на магнитах

Разбросанные буквы
Цель: развивать мышление, учить узнавать букву в любом положении.
Дети закрывают глаза. Педагог располагает буквы произвольно ("лёжа на боку", "вверх ногами") и т.п.) в нижней части магнитной доски. Ребёнок находит названную педагогом букву и выставляет её в правильном положении в верхней части доски. Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут выставлены в верхней части доски в правильном положении.

Поймай букву за хвост!
Слово выкладывается кольцом без начала и конца. Нужно найти начало и прочитать слово.

О какой букве я говорю?

На магнитной доске выложено несколько букв. Педагог поочерёдно даёт описание каждой, например: "Эта буква стоит на длинной палочке. У неё есть два кружочка: один справа, другой слева". Если ребёнок правильно назвал букву, педагог снимает её с доски.
Ведущим в игре может быть ребёнок.

Вы согласны или нет?

Педагог выставляет на доску букву, например К, и говорит: «Дети, это буква К. Вы согласны?» (Да.) Затем выставляет другую букву, например Н, и говорит: «А это буква В. Вы согласны? (Нет.) А как же называется эта буква?».
Педагог выставляет на доску другую букву, например Ш, ускоряет темп игры или вступает с детьми в спор: «Я знаю, это буква Е. У неё есть палочка, которая стоит, и три палочки, которые лежат. Разве это не такая буква? (Нет, у неё три палочки стоят, а одна лежит.) Как же называется эта буква? (Ш.)

Составь слово

Цель: Формировать слоговое чтение.
Двое-трое детей на магнитной доске составляют из букв сначала слоги, затем слова, которые обязательно прочитывают. Педагог может сам составить слово, но с пропущенной буквой. Например:

З.Б


Л.НА


К.Т


МЫ.КА


Ребёнок вставляет пропущенную букву и читает слово.

Какая буква пропала?

Вариант: выкладывать слова Л-?-сь. Можно вынимать одну или две буквы и складывать не в общую кучу, а отдельно.

Вариант: можно  выбирать одну букву из двух слов и делать мини кроссворды:

   к

ст?л

   т


Дополнены источники:
 https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/07/igry-s-bukvami
https://doc4web.ru/fizkultura/urok-dvigatelnoy-aktivnosti-podvizhnie-igri-klass-sportivnaya-ab.html

Продолжение следует...

6 комментариев:

  1. вот это подборка! и для себя игры присмотрела. спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Спасибо Вам огромное! Столько замечательных игр с буквами! Все я ваш постоянный читатель, надеюсь будем дружить блогами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, здравствуйте!Конечно, мы будем дружить блогами:) Вижу, что вы увлечённый своим делом педагог:)

      Удалить
  3. Столько отличных идей! Срочно беру на заметку! Особенно меня порадовал буквоед. Можно с самого юного возраста начинать!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...